«Содружество»
специалист отдела по связям с общественностью
Еще ИМХО автора

«#открытиеВологды»: Из Вологды хочется ездить куда-нибудь в гости, но всегда — возвращаться домой

12 Фев 2019 — 15:39

Мария Степанова — заведующая библиотекой № 21. Ах, да постойте же, не закрывайте интервью! Вы не знаете о ней самого интересного — Мария организует в своей библиотеке #квартирники_на_Гагарина.

Она знакомит жителей Вологды с поэтами и музыкантами, и дает молодым талантливым авторам шанс найти свою публику — слушателей и зрителей. Проект «#открытиеВологды» не смог пройти мимо такого проекта — мы не только взяли у Марии интервью, в котором подробно расспросили ее о квартирниках и о том, как в них поучаствовать, если ты пишешь и поешь. Мы решили сделать совместный квартирник. Так что ждите!

 

У вас есть любимое место в Вологде?

Не знаю, мест много любимых, не могу выбрать одно. Нравится наш Ковыринский парк, в нем гулять хорошо — с ребенком, и без ребенка тоже (смеется). А вообще, стандартно — у коня. Любимое место всех вологжан.

Если бы к вам приехали друзья из другого города, куда бы их повели?

Регулярно приезжают товарищи-поэты из разных городов. А куда обычно водим — на Кремлевскую площадь, к коню, опять же. Софию показываем. Это исторический центр города — и город здесь такой русский-русский.

 

Какие в Вологде люди?

Разные. У нас в Вологде очень много творческих людей, людей, которые хотят продвигать свои идеи, что-то реализовать. Но так же много людей, которые вообще ничего не хотят делать, их никуда не вытащишь: им бы просто отсидеться. Интересный у нас город — поделенный практически пополам. Потому что, мне кажется, у нас ровно столько же легких на подъем людей, сколько и тех, кому совсем ничего не надо, только работа-дом.

Почему в Вологде хочется жить?

Вологда — как мои квартирники. Такой камерный маленький город, где практически все друг друга знают. Мне нравится, что здесь все в шаговой доступности. При желании можно весь город пешком пройти. Он не настолько маленький, как, скажем, Кириллов, где всего один супермаркет. Но и не огромный — здесь не теряешься. Чувствуешь себя на месте. Отсюда хочется ездить куда-нибудь в гости, но всегда — возвращаться домой. Вологда — это дом. Здесь все мои родные люди.

Какое время года лучше проводить в Вологде?

Здесь вообще все четыре времени года четко выражены. Прекрасная золотая осень, сентябрь и начало октября. В июне тоже хорошо. Но не сказала бы, что летом здесь есть, что делать, — лучше за город уехать.

 

Как появилась идея проводить квартирники?

В 2015 году Миша Федотовский сделал Фестиваль современной поэзии в областной библиотеке. Я приехала на этот фестиваль. Поэзией я в принципе интересовалась, сама писала стихи. Но я не знала современных поэтов, не знала, что их так много, что они готовы выступать. Я увидела, что людям это интересно — был полный зал, человек триста, наверное. Все сидят и слушают стихи. Причем первый фестиваль был без всяких изысков — просто поэты выходили друг за другом и читали свои тексты. И у меня возникло желание делать что-то такое. Чуть позже меня назначили заведующей библиотеки № 21. Первый квартирник у нас был в Библионочь, в апреле 2017 года. Была задача придумать какое-то мероприятие на всю ночь. А мне хотелось привлечь к нам молодежь, мне интересна эта категория, с ними всегда интересней и сложнее всего работать.

Я тогда пригласила только вологодских авторов. Очень сильно боялась, что никто не придет. Но оказалось, что людям это интересно — и авторам что-то поиграть в библиотеке, и зрителям. После этого решили оформить проект. Стали звать авторов из других городов.

Какую цель вы преследуете, организовывая квартирники?

Я увидела, что много молодых авторов, которым хочется выступать, хочется найти зрителя. Но, во-первых, они не знают, как это сделать. И у них нет даже возможности иногда оплатить аренду. И друзья у них, соответственно, такие же — не могут за вход заплатить, если концерт платный. Мне захотелось дать людям эту площадку — возможность. Потом у меня группа здесь родилась — «Граница Севера». Они выступили на Библионочи, потом подошли ко мне и сказали, что им нужно где-то репетировать. Теперь репетируют у нас. Когда я организовывала первый квартирник, я сама авторов находила. Сейчас авторы мне пишут с просьбой почитать у нас стихи, поиграть свою музыку. А если люди просят, значит надо делать.

 

Квартирники — это один из способов осовременивания библиотек?

Конечно. Теперь библиотеки — это не только и не столько книги. Людям нужно пространство, где можно провести время, где молодые авторы могут поделиться своим творчеством. У нас в городе нет таких площадок, где можно просто так прийти и выступить, пригласить своих друзей, чтобы они тебя послушали. К тому же, всегда хочется сломать стереотипы.

Вы проверяете авторов, которые к вам просятся на квартирники?

Если это авторы, которые сами нас находят, конечно проверяю. Это все-аки библиотека, ненормативная лексика и что-то подобное здесь нежелательны. Бывает творчество сырое, тогда прошу ребят еще поработать над ним. Или выступить в составе какого-то общего концерта, когда много людей выступает. Можно выпустить начинающего автора в начале, чтобы дать возможность просто себя попробовать.

Вот, например, приезжал Арс-Пегас (наст. имя Арсений Молчанов, московский поэт) со своей программой «2018 ударов в сердца». В его поддержку приехали еще поэты — Миша Федотовский, Антон Володин из Санкт-Петербурга. И на этом квартирнике я дала возможность выступить некоторым начинающим — по пять минут. Чтобы авторы поняли, как, во-первых, на них аудитория реагирует, а во-вторых, как они семи себя перед зрителями чувствуют.

Когда делала первый квартирник на Библионочь, я все заявки принимала. Но со временем поняла, что не стоит так делать. Зрители устают слушать. Да, приходят друзья — автора поддержать, но другим слушателям тоже должно быть интересно творчество.

 

Почему поэзия сейчас так популярна?

Потому что это как субкультура. Писать стихи — это мейнстримно, можно. Заходишь в интернет — там у каждого второго паблик со стихами. К тому же, раньше, чтобы продвинуть свои стихи, нужно было что-то сделать, куда-то выйти, получить отказ, испугаться, перестать писать. Теперь достаточно просто выложить в сеть — если тебя читают, значит продолжаешь писать дальше.

Можете вспомнить какие-то особенные квартирники?

У Егора Сергеева был замечательный квартирник. Он приехал с презентацией поэтического сборника «Эскизы» — и продал все свои книги. А один экземпляр, на минуточку, стоил 500 рублей. Когда был перерыв, люди подходили и сметали их. Сумка, в которой Егор привез свои книги, опустела. Потом еще зрители говорили: «Этот вечер был как рок-концерт!» Такие эмоции были у людей непередаваемые, хотя Егор просто читал свои стихи — он не пел, у него не было даже музыкального сопровождения. Такая безумная энергетика у человека.

А вообще я очень люблю всех своих авторов — они все особенные, талантливые. За каждого переживаю, хочу, чтобы все у них получилось.

 

Бывают у вас тематические квартирники?

Бывают. На день города, например, делали мероприятие. Еще делали вечер памяти Честера Беннигтона — случилось такое печальное событие внезапно, мы решили почтить память музыканта, подбирали выступающих. В Кадникове делали фестиваль прошлым летом — и в грядущем августе планируем опять сделать. Темы определенной у фестиваля не было, но для летнего open air я сама участников подбирала и приглашала. Еще приглашаем поэтов презентовать книги — недавно приезжали Виктория Манасевич, Егор Сергеев.

Поэты из других городов легко соглашаются к нам приехать?

Да, людям нравится сюда ездить. Егор Сергеев уже шестой раз был. И Виктория Манасевич тоже. Они участвовали почти во всех Фестивалях современной поэзии. В принципе, Вологду любят творческие ребята, они знают наш город.

Хотелось бы, конечно, что-то масштабное сделать. Как проект «Этажи» в Белгороде. Пока это мечты.

Распечатать