Миша Федотовский: «За Фестивалем современной поэзии следили из многих городов»

16 Мар 2017 — 16:28

В преддверии Фестиваля современной поэзии редактор молодежного портала upinfo.ru Алёна Гренева за чашкой чая побеседовала с вологодским поэтом и организатором множества поэтических и музыкальных событий в областной столице Михаилом Федотовским. О секретах организации фестиваля, поисках баланса между организаторской и творческой работой, а также о развитии поэта читайте в нашей рубрике «Персона Upinfo».

— Миша, расскажи о себе. Где родился, где учился, явки-пароли. Какими творческими проектами занимаешься сейчас?

— Федотовский Михаил Владимирович, 1991 года рождения, родился в деревне Нестерово Шекснинского района, в 2010—2011 прошел службу в Вооруженных Силах РФ. Пришел сержантом с целыми тремя лычками. Работаю старшим барменом в ТРЦ «Мармелад». Являюсь организатором проекта «Черновики Вологда», в рамках которого привожу известных поэтов в Вологду. Второй мой проект «Плед FM» — это творческие вечера начинающих поэтов и музыкантов. И третий — Фестиваль современной поэзии. Периодически устраиваю благотворительные концерты, на которых мы собрали уже более 200 тысяч рублей.

— Ух, как много всего! А с чего ты начинал?

— Сначала приглашал выступить на благотворительных мероприятиях тех, кого знал. У меня было много знакомых музыкантов, а вот с местными поэтами было тяжелее.

— Нетворкинг решает! А как пришла идея делать концерты поэтов из других городов? Того же Егора Сергеева, например?

Сергеев был первым, кого я привез. На его паблик мне просто ссылку кинул друг. Я почитал то, что он пишет, и захотелось познакомиться с ним. В тот момент я уже организовывал концерты и подумал: почему бы не пригласить его в Вологду. Он и рассказал про литературный проект «Бабушка Пушкина», про Володина и Крузенштерна, про Крис Аивер, Ивана Фефелова… Было интересно работать в таком формате, и скоро ребята стали рассказывать в свою очередь обо мне: мол, Миша делает хорошие концерты. И понеслось. Я звал поэтов выступить в Вологде, меня стали приглашать в Москву, в Питер, в Нижний Новгород. Представляешь, за Фестивалем современной поэзии следили из многих городов России! Были сообщения из Израиля и Белоруссии.

— Кстати, о фестивале. Как ты выбираешь участников?

— Расскажу тебе по секрету, фестиваль — это возможность для нас, поэтов, собраться вместе, ведь мы все живем в разных городах и видимся очень редко. Кроме того, что это своего рода встреча старых добрых друзей, это еще и шанс заняться полезным делом, рассказать людям что-то интересное, почитать им стихи. Второй критерий — это интерес вологжан к творчеству этих людей. Также важна их адекватность: я уверен, что эти ребята не подведут, не отменят свое выступление за неделю до фестиваля.

— Если желающие выступить на Фестивале современной поэзии тебе пишут с просьбами включить их в состав участников, что отвечаешь? Готов ли ты рассматривать такой вариант или сразу говоришь, что проект авторский и ты сам формируешь список участников? «Я художник, я так вижу».

— Объясняю, что состав уже сформирован, потому что я против конкурсной основы. Если устраивать голосование в интернете, в списке окажутся те, у кого больше друзей, подписчиков, поклонников. А если будет выбирать жюри, мнение так или иначе останется субъективным. Не хочется оценивать поэзию, как и любой другой вид творчества, по каким-то критериям. Состав участников набран такой, так как было много просьб оставить тех или иных поэтов, плюс я добавил новых ребят — тех, которые, на мой взгляд, не менее интересны.

— В нескольких предложениях: ради чего стоит посетить Фестиваль современной поэзии?

— Самое важное, что все мероприятия, за исключением гала-концерта, бесплатные. Во-вторых, если ты хочешь понять, что сейчас происходит в мире современной поэзии, то сходить на фестиваль определенно стоит. Еще один плюс — все мероприятия в центре, программа очень насыщенная, все поэты разные, что опять же поможет зрителю дать оценку современной поэзии. Кроме выступлений будет много лекций и мастер-классов. На концерте люди, даже если им со сцены скажешь, что можно задавать вопросы, не будут этого делать. Может быть, боятся выглядеть глупо. Лекции — это возможность сделать поэтов ближе к аудитории, способ начать диалог. Сам формат к этому располагает. В прошлом году о лекциях было очень много положительных отзывов. Тогда фестиваль посетило около тысячи человек. Честно говоря, я не слышал о подобных фестивалях в нашей стране. Для маленького города это внушительно, учитывая бюджет мероприятия.

— Какой он, кстати, — этот бюджет?

— Минимальный. Конкретных цифр называть не хочу, на этот вопрос могу ответить при встрече, если кому-то будет интересно. Третий год подряд главным спонсором фестиваля является Областная библиотека, там работаю с директором Татьяной Николаевной Буханцевой и Алёной Сергеевной Першиной, без которых всего этого и не случилось бы. В 2015 году я просто пришел к ним и сказал, что хочу сделать фестиваль, и вот что из этого вышло.

— Помогает ли тебе еще кто-то?

— Сейчас работаю с Василисой Владимирской из Питера — можешь выразить ей большой респект, это питерский ангел-хранитель поэтов и организатор поэтических вечеров в Северной столице. Она помогает мне с рассылками, с ведением встречи, с общением с поэтами. Она такой же организатор, как и я. Раньше делал все один, и это было неудобно: я опирался только на свое мнение. А она вносит конструктивную критику, четко доносит информацию, да и просто поддерживает.

— Каково примерное соотношение между организаторской деятельностью и творчеством сейчас в твоей работе? И что приносит наибольшее удовлетворение?

— Творчество, конечно. Однако организаторская работа занимает процентов 80 или даже 85 моего времени. Я не так много сейчас пишу, как хотелось бы.

—Мне кажется, в Вологде многие знают тебя именно как организатора…

— Я тебе больше скажу, во многих городах России меня знают как организатора и только потом вспоминают, что я еще и поэт.

— Давай представим ситуацию: я начинающий вологодский поэт. Что нужно, чтобы начать выступать на сцене? Как развиваться в этом направлении?

— Работать как можно больше над собой и ничего не бояться. Вспоминаю свои первые концерты: сидя на стуле с закрытыми глазами, я читал что-то, периодически покрикивая. Это было просто отвратительно. Однажды стула не оказалось, и мне пришлось читать стоя. Это был переломный момент, было очень страшно. Советую попробовать сделать что-то новое, потому что с тех пор, как я перестал закрываться от зрителей, мне стало гораздо проще. Еще советую не пихать свои тексты везде, а выходить, читать. Это усиливает развитие, ты начинаешь понимать, как люди оценивают твое творчество, смотришь, не засыпает ли кто во время твоего выступления. И еще перестать ждать вдохновения — это пустая трата времени. Чем больше ты читаешь, узнаешь, пишешь, тем больше впечатлений ты получаешь. Почему бы не выйти из дома, не подойти к девушке познакомиться, не понаблюдать за людьми? Впечатлений вокруг очень много, вопрос в том, как ты их воспринимаешь и используешь ли их в процессе создания стихов.

— Насколько я знаю, тебе уже приходилось оценивать творчество начинающих поэтов на конкурсе «Вологда — город молодых талантов». Есть ли среди вологодских ребят те, на кого стоит обратить внимание?

— Есть. Я сейчас немого отошел от этого, раньше постоянно искал молодые таланты, потом решил, что всему свое время. Интересен Егор Эсаулов, очень красиво пишет и хорошо читает Елена Хлюстова. После фестиваля поэтические вечера «Плед FM» будут раз в месяц проводиться по воскресеньям. Там будут молодые музыканты, поэты. Я отказался от идеи свободного микрофона, это всегда непредсказуемо. Пусть ребята и выступают в первый раз, но тексты должны быть как минимум интересные.

— И последний вопрос. Как сделать интересное поэтическое выступление на сцене? Как будет развиваться поэтический перфоманс?

— Я считаю, что будущее за смешением разных форм. Чтобы разные виды искусства пересекались. Мне очень нравится, как внедряют новые технологии, допустим, создают музей живых картин. По поводу совмещения: мне понравилось, какую музыкально-поэтическую программу мы сделали с «Двумя Егорами»: песни с предысториями в стихах и монологах. Все это вылилось в большую программу с песнями ребят и моими текстами.

Благодарим Мишу за интервью и приглашаем всех на Фестиваль современной поэзии, который открывается 17 марта!

Распечатать